Типы обмотки электродвигателей

17 апреля

Обмотка является важной частью двигателя, в которой происходит процесс преобразования электрической энергии в поток, приводящий в механическое движение ротор. В обмотках электрических машин индуцируется электродвижущая сила, образующая электромагнитную силу.

Виды обмоток электродвигателя

При изготовлении электрических машин различают несколько типов обмоток:
Роторы и статоры синхронных и асинхронных двигателей с питающим напряжением от 380 вольт имеют трехфазные обмотки, а в статорах асинхронных машин с установленным короткозамкнутым ротором используются однофазные обмотки. Помимо этого, различают обмотки возбуждения синхронных и коллекторных двигателей, якорные катушки коллекторных двигателей, рассчитанных на постоянный или переменный ток и короткозамкнутые обмотки роторов асинхронных машин.

Типы обмоток электродвигателей по исполнению

По технологии намотки и конструктивным особенностям обмотки разделяются на три типа:

  • стержневые;
  • всыпные;
  • шаблонные.

Всыпные виды обмоток статора характерны для низковольтных электрических машин. При мощности двигателя до 7 кВт находят применение обмотки однослойного исполнения, до 10кВт – двухслойного. Для данного вида намотки не регламентированы геометрические размеры форм и точные размеры. При укладке обмоток технологически различают одно- и двухслойные катушки. Первые имеют два вывода и целиком занимают сердечник, вторые наматываются в два слоя на одинаковом пространстве секции. Технологически их используют в роторах, мощность которых составляет до 100 кВт. Располагается катушка конструктивно в полузакрытых пазах сердечника. Для намотки, как правило, применяется изолированный провод круглого сечения, который по одному всыпается в узкие шлицы до их заполнения.

Для реализации жестких или шаблонных обмоток применяются проводники круглого или прямоугольного сечения. Катушка подлежит формовке, а все проводники изолируются дополнительно общим слоем изоляции. Размещаются индуктивные элементы в конструктивно доступные открытые и полуоткрытые пазы. Технически шаблонные типы обмоток двигателя чаще всего востребованы при мощности фазных роторов в диапазоне от 10 кВт до 100 кВт, статоров более 100 кВт.

Стержневая обмотка находит применение в электрических машинах роторного типа, мощность которых составляет 100 и более киловатт. Катушки стержневого типа входят в полузакрытые пазы со стороны торца пакета ротора.

В некоторых электрических машинах, в зависимости от мощности, востребованы разные типы обмоток. Так, например, для двигателей постоянного тока малой мощности – 10 и менее кВт применяются всыпные обмотки. Для агрегатов средней мощности данного типа используются шаблонные одновитковые и многовитковые катушки. При повышенной мощности целесообразной является прочная конструкция стержневой обмотки с дополнительным изоляционным покрытием.

Преимущества ремонта двигателей в Малышевском Электромеханическом заводе

В большинстве случаев ремонт электрических машин связан с частичной или полной заменой обмотки электродвигателя. При этом для обеспечения заводских технических характеристик и параметров по току и мощности, обмотки должны иметь аналогичный тип укладки, сечение проводника, число витков. Ремонт электрических машин в домашних условиях ввиду своей сложности не может гарантировать высокое качество восстановленного агрегата. Специалисты Малышевского Электромеханического завода определят исходные виды обмоток электродвигателей, восстановят схему намотки высоковольтных и низковольтных электрических машин промышленного и гражданского назначения, произведут полный капитальный ремонт. При необходимости осуществят перемотку или переизолировку катушек на профессиональном оборудовании. Наличие схемы позволяет осуществить правильное подключение, имея представление о размещении катушек на сердечнике. При этом не менее важно правильно выбрать проводник по сечению, изоляцию согласно класса нагревостойкости двигателя, соблюдать технологию намотки.

Качественная перемотка двигателей от Малышевского Электромеханического завода гарантирует длительный ресурс его работы, надежность и качество используемых изолирующих, комплектующих и расходных материалов, позволяя экономить средства на покупку нового агрегата. Отремонтированные и восстановленные электрические машины проходят проверку и опробование с измерением номинального рабочего тока, тока холостого хода, нагрева при работе под нагрузкой.

Вернуться к разделу