Почему греется электродвигатель

01 июня

Проблема нагрева электродвигателей актуальна для машин постоянного и переменного тока, применяемых в бытовых и промышленных условиях, температурный режим которых может измениться в процессе эксплуатации. Отнестись к решению этой задачи стоит со всей ответственностью, определив не только следствие, но и причину происходящего до тех пор, пока двигатель не вышел из строя.

Конструкция обмотки и допустимые температуры

Электрические машины конструктивно имеют две обмотки статора и ротора, которые могут оказаться подвержены перегреву при воздействии ряда факторов. Обмотки, как правило, рассчитываются с запасом, исходя из действия не только номинальных, но и пусковых токов. Проводники укладываются в пазы, либо формируют определенные формы обмоток, которые вскрываются лакировочными покрытиями, выполняющими изоляционную и теплозащитную функции. В номинальном режиме температура обмоток может достигать 90-95ºС, а для отдельных модификаций электрических машин доходить до 130ºС. При этом на изоляционные материалы разделяются на семь классов: У, А, Е, В, F, Н и С, где предельно допустимая температура составляет от 90° до 180 °С.

Перегрузка электродвигателя

Режим перегрузки является одной из наиболее распространенных причин перегрева. При этом внештатная ситуация может возникать по причине увеличенной нагрузки на валу электрической машины, либо из-за повышенного или пониженного питающего напряжения. В первом случае греется подшипник электродвигателя, к которому прикладываются механические усилия. Отсутствие центровки, смазки приводят к аналогичным последствиям. Изменения параметров сети не менее опасны для электрических машин. Сильно греется электродвигатель при пониженном напряжении сети. При постоянном моменте на валу неизменной является мощность, которая представляет собой произведение тока и напряжения. Повышение плотности тока для проводника приводит к его перегреву, угрожая выходом из строя отдельных обмоток в частности и всего агрегата в целом. Форма тока в сети также влияет на тепловой режим работы двигателя.

Старение электрических машин

Электрический двигатель может работать в длительном или повторно-кратковременном режиме, имея конечный ресурс. Предельная норма может составлять в среднем 7-10 лет. Многие производители бытовой техники заявляют о гарантии на электродвигатели на указанный срок, отмечая высокие эксплуатационные качества стиральных машин, холодильников, пылесосов и т. д. С течением времени предельные температурные значения возрастают. Это связано со старением проводников, изменением сопротивления изоляции. В процессе эксплуатации длительное воздействие пусковых токов может приводить к растрескиванию лакировочного покрытия и появлению межвитковых замыканий. В этом случае нагревается электродвигатель, как целиком, так и могут подвергаться точечному нагреву отдельные его детали в виде обмоток статора или ротора. Для двигателей, отработавших свой ресурс характерно изменение сопротивления обмоток, смещение в сторону увеличения пусковых и номинальных токов, приводящее к повышению температурного режима.

Аспекты правильной эксплуатации оборудования

Электрические машины относятся к типу обслуживаемого оборудования, неправильная эксплуатация которого может приводить к перегреву. Среди наиболее часто встречающихся причин перегрева, связанных с обслуживанием агрегатов, нужно выделить:

  • греются щетки электродвигателя, которые стерлись и требуют замены;
  • отсыревшую или загрязненную обмотку;
  • разрушение или засорение подшипника, которое сопровождается характерным звуком;
  • повышенную механическую нагрузку;
  • недостаточно эффективную работу системы охлаждения, связанную с неисправностью вентилятора;
  • неисправность электрической линии (обрыв фазы).

Ремонт в Малышевском Электромеханическом заводе

Нужно помнить, что эксплуатация двигателя при повышенной температуре приводит к разрушению изоляции, сокращению ресурса работы электрической машины и преждевременному выходу из строя дорогостоящих агрегатов. Смещение температурного режима всего на 10ºС в двое сокращает период работоспособности изоляционного слоя.

При первых симптомах появления перегрева двигателя стоит обратиться к специалистам  Малышевского Электромеханического завода. Профилактические работы и обслуживание обойдутся гораздо дешевле капитального ремонта с перемоткой или покупки нового агрегата. Опытные мастера определят, почему греется асинхронный двигатель. Причины устранят или порекомендуют варианты решения проблемы. Одним из них является актуальная для промышленных установок защита двигателя от перегрузки – схемотехническое решение, позволяющее избежать выхода из строя электрической машины.

Вернуться к разделу