Определение начала и конца обмоток электродвигателя

13 июля

Правильная работа двигателя обеспечивается магнитным полем, которое образуется в результате подключения обмоток статора. При ремонтно-восстановительных работах из-за отсутствия маркировки нередко возникает необходимость заново определить начало и конец катушек для правильной коммутации и подключения к сети электрических машин.

Как разобрать электрический двигатель

Чтобы разобраться с обмотками и получить доступ к катушкам статора, расположенных в пазах сердечника, необходимо, прежде всего, разобрать двигатель. Метод разборки может иметь свои особенности в зависимости от конструкции электрической машины. Для большинства агрегатов вал снимается после того как разбирается станина двигателя, которая крепится на простом болтовом соединении. В ряде конструкций двигателей вал с ротором, попросту, выбивается.

Как найти концы обмоток электродвигателя

Самыми популярными видами электродвигателей являются трехфазные асинхронные машины переменного тока. Обмотка статора такого двигателя состоит из трех катушек, которые могут быть коммутированы по схеме «звезда» или «треугольник». Обмотки асинхронных электродвигателей должны подключаться согласованно с учетом начала и конца катушек, чтобы направление силовых линий создавало электродвижущую силу и вращающий момент. Ошибки в коммутации являются недопустимыми. Для «звезды» существует общая нейтральная точка, в то время как концы являются входами для подключения питающих трехфазных жил. В «треугольнике» начало следующей обмотки коммутируется с концом предыдущей. Каждый такой отвод – это вершина, которая по схеме подлежит подключению к фазному проводу. Концы обмоток электродвигателя маркируются на заводах изготовителях и обозначаются специальными бирками обжимного вида. В случае их отсутствия определение полярности катушек нужно производить самостоятельно. Выявить обмотки и их выводы несложно при помощи обыкновенного мультиметра. Специалисты, наверняка, знают, как прозвонить обмотку электродвигателя посредством обыкновенного омметра. В дальнейшем для определения начала и конца обмоток можно воспользоваться методом подбора фаз или трансформации напряжения.

Метод подбора фаз

Данная методика основана на нормальной работе электрической машины при соединении статорных обмоток по схеме «звезда». Чтобы выявить начало и концы обмоток, производится их коммутация в «звезду» без учета неизвестной полярности. В нормальном режиме работы двигатель имеет максимальную тягу и момент. Работа с несогласованными обмотками отличается низкими оборотами и заметным низкочастотным гулом. В случае если с первого раза угадать правильную полярность подключения не удалось, необходимо поменять местами начало и конец обмотки трехфазного двигателя, повторяя эту операцию с обмотками до тех пор, пока не возобновится правильная работа машины. Метод является актуальным для электрических машин, мощность которых составляет пять и менее киловатт. Для более мощных агрегатов включение несогласованных обмоток угрожает выходом из строя катушек статора.

Метод трансформации

Полная схема соединения обмоток электродвигателя с учетом согласования катушек может быть восстановлена при помощи принципа действия простого трансформатора. Технология определения основана на работе двух согласованных обмоток, которые наводят ЭДС в третьей катушке. При неправильном подключении двух индуктивностей, поля в третьей обмотке будут компенсировать друг друга без появления напряжения на концах обмотки. Основываясь на этой методике, можно поочередно проверить обмотки и методом подбора точно установить и пробирковать «начало» и «конец».

Услуги Малышевского Электромеханического завода по фазировке двигателей

Не имея должного опыта, навыков и, конечно же, знаний в области электротехники произвести фазировку двигателя после ремонта в домашних условиях весьма затруднительно. Специалисты Малышевского Электромеханического завода знают, как найти концы обмоток электродвигателя, восстановить схему для любой электрической машины, невзирая на размеры, мощность, особенности конструктивного исполнения. Обращение к специалистам позволит сэкономить силы и время, получить максимальный результат в виде готового электродвигателя с пробиркованными выводами статорной обмотки. Ремонтно-восстановительные работы при необходимости могут включать в себя не только фазировку, но и перемотку двигателей, повторную лакировку, нанесение дополнительной изоляции, проверку агрегата на холостом ходу и под нагрузкой.

Вернуться к разделу